Нервно-психическое развитие ребенка (до 3 мес.)

Нервно-психическое развитие ребенка.Нервно-психическое развитие ребенка происходит под воздействием окружающей среды. Умственное развитие ребенка, его способность познавать окружающий мир в значительной степени зависят от умения передвигаться в пространстве и активно взаимодействовать с окружением. Поэтому кинетическое развитие целесообразно рассматривать вместе с психическим, объединив их понятиям нервно-психического развития.

У новорожденных преобладает рефлекторный уровень управления движениями. Движения имеют не координированный, рефлекторно-стереотипный и атетозоподобный характер, их можно сравнить с плавательными движениями. Новорожденный ребенок кажется совсем беспомощным, его существование очень зависит от присмотра матери. Однако сразу после рождения функционируют безусловные рефлексы, они и обеспечивают существование ребенка. Хорошо выражены глотательный и защитный рефлексы.

Если новорожденного положить лицом на подстилку или подушку, он возвращает голову набок, обеспечивая себе свободное дыхание. При поражении центральной нервной системы (ЦНС) во время беременности или родов эти рефлексы могут быть подавлены или отсутствуют, такие дети требуют очень внимательного наблюдения.

  • ладонно-ротовой рефлекс — открывание рта при нажиме на повышение большого пальца;
  • хватающий рефлекс — схватка и крепкое содержание предмета при прикасании им к поверхности ладони;
  • обхватывающий рефлекс (Моро) — обхватывающие движения руками (от разведения плеч при внезапном забрасывании головы, похлопывании по подстилке, на которой лежит ребенок, при разгибании бедер;
  • автоматическая поступь: если ребенка поддерживать под руки, поставить на столик и наклонить вперед, то он «шагает»;
  • рефлекс ползания : если дотронуться ладонью к подошве поверхности стоп новорожденного ребенка, который лежит на животе, он отталкивается ножками от ладони, то есть «ползет».

Здоровому новорожденному ребенку свойственный симптом Бабинского, который в течение первых двух часов изменяется подошвенным рефлексом. У новорожденного можно вызывать сухожильные рефлексы, которые подавляются во сне.

Для новорожденного ребенка характерная физиологичная мышечная гипертония. Преобладает тонус сгибания, конечности находятся в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки, которые время от времени должны раскрываться. Новорожденному ребенку свойственные ощущения прикосновения, обоняния и вкуса. Он различает яркий свет и темноту, реагирует на гласные звуки. Первые три ощущения, как более давние, развиты лучше к моменту рождения. Новорожденный ребенок почти все время спит, просыпаясь в основном в периоды кормления.

Между первым и вторым месяцами жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, поднимать голову, лежа на животе, выдает неопределенные звуки (аукает), начинает улыбаться, спит около 20 часов на сутки.

В 3 мес. ребенок обычно следит глазами и головой за подвижным ярким предметом, возвращает ее в направлении звука, хорошо удерживает голову в вертикальном положении, поднимает ее вместе с грудью, лежа на животе. В это время формируются условные рефлексы. Ребенок открывает рот, когда видит материнскую грудь или бутылку вместо беспорядочного искания груди ртом. Исчезают примитивные безусловные рефлексы новорожденного: ладонно-ротовой, хватающий, обнимающий рефлекс Моро, рефлекс ползания.

На смену хватающему рефлексу приходит волевое охватывание предмета кистью.

Последние статьи из рубрики:
Комментарии
Ваш комментарий будет опубликован после модерации.